Очерк о Кусково


КнопкаКусково_главная
КнопкаВыставка

Портик фасада

Голландский домик

Танцевальный зал

Керамическая ваза

Летня резиденция графов Шереметьевых почти полностью сохранилась с 18 века. Любители старинных усадеб могут выйти на станции метро «Рязанский проспект» и доехать на автобусах 133, 208 до остановки «Музей «Кусково».

Когда-то этот дворец, оранжереи, павильоны и множество скульптур были нужны для «увеселения знатных гостей и множества празднеств и гуляний». Трудно сказать, почему для строительства большой усадьбы дворцового типа (по примеру Версаля, с которым потом часто сравнивали Кусково) Шереметьевы выбрали ничем не примечательную болотистую равнину. Но результат, как любят писать, превзошел ожидания. Во-первых, пруды, характерные для всех русских усадеб 17-19 веков. На берегу самого большого из них стоит Кусковский дом (или, как пишут в путеводителях — Дворец) со скромным портиком в центре и спаренными колоннами.

Здание своими размерами не поражает, но зато в его планировке есть маленькая хитрость. Из просторного вестибюля двери ведут в анфиладу комнат, размеры которых становятся все меньше и меньше. И вдруг из одной такой комнаты-«табакерки» открываются двери в праздничный Белый танцевальный зал. Когда-то здесь были лучшие крепостные оркестр и хор, поражавшие самого Ференца Листа виртуозностью исполнения. Интерьеры с уникальной коллекцией живописи 18 века и галереей портретов рода Шереметьевых сохранились за два века почти нетронутыми. Когда 60 лет назад сюда перевезли коллекцию керамики, усадьба превратилась в музей, где можно изучать историю фарфора и стекла, начиная с античности. Гжель, русский и западноевропейский фарфор, разнообразную керамику с большей охотой рассматривают «дамы почтенного возраста». А на выставку советского фарфора 20–30-х годов приезжают современные дизайнеры, чтобы поспорить о супрематизме, агитационном направлении и «куда заносило Кандинского и Чехонина». В усадьбе еще есть коллекция «обманок», декоративные скульптуры из ракушечника и «скульптура с заводов начала XIX века».

Принцип построения ландшафта этой усадьбы — перспективно-архитектурный. Пространство распланировано таким образом, что создается ощущение большой усадьбы, но в то же время очень уютной. Большой пруд около главного здания создавали четыре года. Конечно, 17 остальных прудов и прудиков тоже красивы, но этот — особенный. Пристань для яхт и лодок, искусственный остров, канал и просека в сторону здания церкви в Вешняках, а также ночное освещение берегов делали Большой пруд любимым местом для проведения праздников. С другой стороны дворца — прямо за окнами Белого зала — чудесный вид на ровные зеленые лужайки «партера» регулярного парка. Дорожки парка сходятся в виде многолучевых звезд и замыкаются в конце то статуей, то фасадом павильона. Законченность пространства и его объемность отличают Кусковский парк от многих других усадебных пейзажей.

В перспективе парковых аллей — Эрмитаж — павильон с отдельными кабинетами и круглыми нишами. Здесь назначали тайные встречи, здесь проходили закрытые собрания, а здание изначально было спроектировано с уникальными подъемными механизмами. По моде 18 века в разных местах парка разбили «национальные участки». Хорошо сохранились только Голландский и Итальянский павильоны. У маленького прудика, с садом и подъемным мостом (самый первый, на железных цепях, не сохранился) стоит двухэтажный Голландский домик. Маленькие комнаты выложены орнаментальной голландской керамической плиткой. В другом конце парковой аллеи расположился «итальянский» уголок, напоминающий небольшие средиземноморские виллы, с фонтаном и статуями. Таким же необходимым элементом, как и Эрмитаж, для усадебного парка являлся Грот на берегу крестовидного пруда. Каменный павильон, в котором есть что-то сказочное, стилизован под подводную пещеру с сокровищами: необычный металлический купол, имитирующий струящийся фонтан, «пламя» в чашах, скульптуры из перламутровых ракушек и цветное стекло.

Конечно, достопримечательностей, способных поразить взыскательных прогуливающихся, в Кускове было гораздо больше, чем сейчас. Вот летнего воздушного театра — плетеного, зеленого и необычного — мы уже точно не увидим. Настоящего павильона Менажерея, где содержались сотни певчих и экзотических птиц, тоже нет, зато сохранилось здание оранжереи с любопытной башней в центре. Здесь в аккуратной сетке дорожек — аккуратные клумбы с цветами, которые так любили придворные дамы. И даже несмотря на сегодняшнюю любовь к естественным пейзажным формам, иногда полезно побродить по геометрически правильным дорожкам и посмотреть на узоры из цветов и травы.

[КСЕНИЯ ДУХОВА]
Оригинал статьи.

© Июль 2005. NEC,он же NECster.
esv1967@mail.ru
www.necster.narod.ru


Hosted by uCoz